Бумажные деньги в нашей стране существуют чуть больше 250 лет. И все это время их производство непрерывно развивалось. Что необычного в бумаге для банкнот? Позировала ли для купюр Екатерина II, а Ленин? И при чем тут антисептик. Музей Банка России приоткрывает секреты производства бумажных денег.
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись под фотографией
Подпись под фотографией
лет главный банк страны выпускает деньги
Красочность современных банкнот зависит от их номинала. Чем он выше, тем оттенков больше. При этом используются необычные краски — с переменой цвета, магнитными или флуоресцентными свойствами.
лет главный банк страны выпускает деньги
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись под фотографией
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
подделок приходится на 1 миллион настоящих купюр
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
За простоту и надежность этот признак полюбился как изготовителям денег, так и населению. До сих пор подлинность купюры проверяют в основном по водяному знаку. Поэтому он применяется почти на 90% всех банкнот мира.
Еще одно изобретение, до сих пор защищающее деньги и документы — микрошрифт. На банкноты его нанесли в начале 1840-х годов. А через 20 лет фотограф Георгий Скамони усовершенствовал печать микроскопических элементов и запатентовал прибор для их обнаружения — верификатор. Благодаря увеличительному устройству Скамони выявлять фальшивые деньги стало проще, ведь банкноту теперь можно было рассмотреть во всех подробностях.
Подпись под фотографией
Подпись под фотографией
Еще одно изобретение, до сих пор защищающее деньги и документы — микрошрифт. На банкноты его нанесли в начале 1840-х годов. А через 20 лет фотограф Георгий Скамони усовершенствовал печать микроскопических элементов и запатентовал прибор для их обнаружения — верификатор. Благодаря увеличительному устройству Скамони выявлять фальшивые деньги стало проще, ведь банкноту теперь можно было рассмотреть во всех подробностях.
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим».
Развивались технологии, усложнялся рисунок на деньгах. Экспедиция заготовления государственных бумаг (будущий Гознак) приобрела специальные машины для создания уникальных узоров на бумаге и впервые стала применять гальванопластику и металлографскую печать для защиты денег от подделки. А «орловский раскат», изобретённый нижегородцем Иваном Орловым, позволил наносить многокрасочный рисунок на купюру в один прием.
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым».
Народная привычка давать деньгам прозвища очень пригодилась в непростое время Октябрьской революции и Гражданской войны. Старая банковская система была разрушена, денежное обращение осталось без централизованного контроля. В стране появились тысячи наименований денежных знаков. Местные власти и даже предприятия принялись печатать собственные боны, чеки, квитанции и прочие денежные эквиваленты.
По подсчетам исследователей, к 1920 году в стране обращалось несколько десятков тысяч разновидностей купюр. Чтобы выделяться из общей денежной массы, эмитенты много внимания уделяли внешнему виду денег. А люди, чтобы хоть как-то разбираться в этом денежном хаосе, придумывали цветным «бумажкам» свои названия.
На Русском Севере появились «моржовки». В 1918 году эти чеки выпустило Архангельское отделение Государственного банка. На 20-рублёвом чеке художник, ученик Ильи Репина Сергей Чехонин изобразил моржей и белых медведей на фоне арктического пейзажа. На другой стороне этих купюр был изображен герб Архангельска: архангел Михаил, побеждающий дьявола.
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись под фотографией
Подпись под фотографией
лет главный банк страны выпускает деньги
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись под фотографией
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Красочность современных банкнот зависит от их номинала. Чем он выше, тем оттенков больше. При этом используются необычные краски — с переменой цвета, магнитными или флуоресцентными свойствами.
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Цветные купюры в России появились в 1785 году. Первыми выпустили 5 рублей синего цвета и 10 рублей — красного. Состав и технология приготовления красок были строго засекречены.
Цветные купюры в России появились в 1785 году. Первыми выпустили 5рублей синего цвета и 10 рублей — красного. Состав и технология приготовления красок были строго засекречены. Во всей стране их знал только один мастер, Генрих Гавих. После его внезапной смерти, рецепт красок был утерян и помощник мастера воссоздавал его путем проб иошибок.
Красочность стала прежде всего защитным признаком для купюр. Ведь подделать деньги разных цветов было сложнее, чем напечатанные только на белой бумаге.
С 1843 года появились многоцветные купюры — они считались более защищенными от подделки. Для их создания мастера использовали особые высоковязкие краски и разработали ирисовую печать. Цвета по очереди наносили на купюру, раскатывая специальным валиком, — получался «радужный» эффект.
Банкнота с царем Алексеем Михайловичем, 1866 год
Подпись к видео
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись под фотографией
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
лет главный банк страны выпускает деньги
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
году в России появились цветные купюры
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись к видео
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Подпись под фотографией
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».
Банкнота с царем Алексеем Михайловичем, 1866 год
Банкнота с царем Алексеем Михайловичем, 1866 год
Изготовление огромных партий банкнот все больше проходит без вмешательства человека, а с помощью роботизированных комплексов. За день они способны производить до 30 тонн бумажных денег. Это в 15 раз больше, чем производилось в прошлом столетии.
Красочность современных банкнот зависит от их номинала. Чем он выше, тем оттенков больше. При этом используются необычные краски — с переменой цвета, магнитными или флуоресцентными свойствами.
Усовершенствовались и печатные возможности. Современное оборудование позволяет за один прогон наносить на банкноты двустороннюю печать, одновременно нумеруя их.
Когда процесс производства подходит к концу, банкноты обязательно нумеруются. Это позволяет вести учет каждой, указывает место и время изготовления денег. Готовые купюры проходят машинную проверку и комплектуются в упаковки со специальным QR-кодом, по которому отслеживают их движение в Банк России. Наконец, мегарегулятор выпускает банкноты в обращение и они начинают свой жизненный цикл.