Производство бумажных денег

время чтения ≈ 15 минут

Бумажные деньги в нашей стране существуют чуть больше 250 лет. И все это время их производство непрерывно развивалось. Что необычного в бумаге для банкнот? Позировала ли для купюр Екатерина II, а Ленин? И при чем тут антисептик. Музей Банка России приоткрывает секреты производства бумажных денег.

1.Материалы

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Подпись под фотографией

Подпись под фотографией

120 лет

лет главный банк страны выпускает деньги

Красочность современных банкнот зависит от их номинала. Чем он выше, тем оттенков больше. При этом используются необычные краски — с переменой цвета, магнитными или флуоресцентными свойствами.

120

лет главный банк страны выпускает деньги

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Подпись под фотографией

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

7

подделок приходится на 1 миллион настоящих купюр

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

За простоту и надежность этот признак полюбился как изготовителям денег, так и населению. До сих пор подлинность купюры проверяют в основном по водяному знаку. Поэтому он применяется почти на 90% всех банкнот мира.

Еще одно изобретение, до сих пор защищающее деньги и документы — микрошрифт. На банкноты его нанесли в начале 1840-х годов. А через 20 лет фотограф Георгий Скамони усовершенствовал печать микроскопических элементов и запатентовал прибор для их обнаружения — верификатор. Благодаря увеличительному устройству Скамони выявлять фальшивые деньги стало проще, ведь банкноту теперь можно было рассмотреть во всех подробностях.

Подпись под фотографией

Подпись под фотографией

Еще одно изобретение, до сих пор защищающее деньги и документы — микрошрифт. На банкноты его нанесли в начале 1840-х годов. А через 20 лет фотограф Георгий Скамони усовершенствовал печать микроскопических элементов и запатентовал прибор для их обнаружения — верификатор. Благодаря увеличительному устройству Скамони выявлять фальшивые деньги стало проще, ведь банкноту теперь можно было рассмотреть во всех подробностях.

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

2.краски

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Заголовок таймлайна

1866

«Катенька» и «Пётр в шляпе»

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым».

Подпись под фотографией

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим».

1872

От «коленьки» до «керенки»

Развивались технологии, усложнялся рисунок на деньгах. Экспедиция заготовления государственных бумаг (будущий Гознак) приобрела специальные машины для создания уникальных узоров на бумаге и впервые стала применять гальванопластику и металлографскую печать для защиты денег от подделки. А «орловский раскат», изобретённый нижегородцем Иваном Орловым, позволил наносить многокрасочный рисунок на купюру в один прием.

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым».

1896

«Червяки» с «портянками»

Народная привычка давать деньгам прозвища очень пригодилась в непростое время Октябрьской революции и Гражданской войны. Старая банковская система была разрушена, денежное обращение осталось без централизованного контроля. В стране появились тысячи наименований денежных знаков. Местные власти и даже предприятия принялись печатать собственные боны, чеки, квитанции и прочие денежные эквиваленты.

1902

Первая тысяча

По подсчетам исследователей, к 1920 году в стране обращалось несколько десятков тысяч разновидностей купюр. Чтобы выделяться из общей денежной массы, эмитенты много внимания уделяли внешнему виду денег. А люди, чтобы хоть как-то разбираться в этом денежном хаосе, придумывали цветным «бумажкам» свои названия.

Подпись под фотографией

На Русском Севере появились «моржовки». В 1918 году эти чеки выпустило Архангельское отделение Государственного банка. На 20-рублёвом чеке художник, ученик Ильи Репина Сергей Чехонин изобразил моржей и белых медведей на фоне арктического пейзажа. На другой стороне этих купюр был изображен герб Архангельска: архангел Михаил, побеждающий дьявола.

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Заголовок слайдера с фактами

Заголовок слайдера с фактами

Подпись под фотографией

Подпись под фотографией

120

лет главный банк страны выпускает деньги

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Подпись под фотографией

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Красочность современных банкнот зависит от их номинала. Чем он выше, тем оттенков больше. При этом используются необычные краски — с переменой цвета, магнитными или флуоресцентными свойствами.

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

3.Оформление

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Подпись под фотографией

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

120

лет главный банк страны выпускает деньги

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

В 1785

году в России появились цветные купюры

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

здесь будет еще один тест

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

4.Изготовление

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Подпись к видео

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Подпись под фотографией

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, а на «десятке» — первого царя Дома Романовых Михаила Фёдоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублёвая банкнота с появлением портрета Николая I стала «Коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «Беленькие» сразу переименовали в «сашки».

Банкнота с царем Алексеем Михайловичем, 1866 год

Банкнота с царем Алексеем Михайловичем, 1866 год

Изготовление огромных партий банкнот все больше проходит без вмешательства человека, а с помощью роботизированных комплексов. За день они способны производить до 30 тонн бумажных денег. Это в 15 раз больше, чем производилось в прошлом столетии.

Красочность современных банкнот зависит от их номинала. Чем он выше, тем оттенков больше. При этом используются необычные краски — с переменой цвета, магнитными или флуоресцентными свойствами.

Усовершенствовались и печатные возможности. Современное оборудование позволяет за один прогон наносить на банкноты двустороннюю печать, одновременно нумеруя их.

Когда процесс производства подходит к концу, банкноты обязательно нумеруются. Это позволяет вести учет каждой, указывает место и время изготовления денег. Готовые купюры проходят машинную проверку и комплектуются в упаковки со специальным QR-кодом, по которому отслеживают их движение в Банк России. Наконец, мегарегулятор выпускает банкноты в обращение и они начинают свой жизненный цикл.

тест

Что вы знаете про
бумажные деньги?

пройти тест 8 вопросов