Не будет преувеличением назвать эту монету одной из самых редких в отечественной истории. Речь идет о «фамильном» (или «семейном») рубле с изображением жены и детей Николая I, а также самого императора. Ни до, ни после на российских монетах нельзя было увидеть монаршее семейство в полном составе.
Что касается самого императора, то это его единственное прижизненное появление на монете. Как известно, начиная с эпохи правления Павла I и вплоть до восшествия на престол Александра III профили монархов на российских тиражных монетах не чеканили. Попытки уговорить Николая I поместить свой портрет на монеты предпринимались неоднократно, но после тех попыток всякий раз оставались лишь неутвержденные пробные экземпляры. А вот николаевский «фамильный рубль» увидел свет. Причем высший: монета отчеканена крайне малым тиражом и в основном ее распространяли при дворе.
Зачинателем этой истории стал министр финансов граф Егор Канкрин. В сентябре 1835 года он получил из Баварии посылку с 15 талерами короля Людвига I из династии Виттельсбахов. Это был подарок от российского посла в Мюнхене, известного знатока и покровителя искусств, князя Григория Гагарина. Канкрин сразу обратил внимание на то, чего не встречал прежде: реверс одной из монет украшали портреты членов семьи баварского короля.
Речь идет о серебряном талере 1828 года с надписью SEGEN DES HIMMELS — «благословение Небес». У четы Виттельсбахов на момент чеканки талера было восемь детей, и на монете диаметром 37 мм можно насчитать 10 портретов весьма детальной прорисовки. Удивительная работа, учитывая, что этот талер был монетой массового чекана.
Талер, Королевство Бавария, 1828 год.
Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (фотограф: А.В. Теребенин)
Монета из Баварии так понравилась Канкрину, что тот незамедлительно поручил управляющему Департаментом горных и соляных дел Егору Карнееву (а тот — начальнику Санкт-Петербургского монетного двора Евстафию Эллерсу) «весьма секретно» приступить к созданию аналогичной монеты для российского императора. Благо, имелся и подходящий повод — близился 10-летний юбилей царствования Николая I.
За работу взялся медальер Монетного двора Павел Уткин. Всего за четыре дня он сделал первый пробный восковой слепок и представил его Канкрину. Образец был сделан «наскоро и без всякого сходства», министр его отверг и сам деятельно подключился к работе над портретами императора и его семьи на будущей монете.
Поскольку монета должна была стать сюрпризом для Николая, у медальера не было возможности делать рисунки с оригиналов. Пришлось воспользоваться уже имевшимися на тот момент портретами.
В этом деле пригодилась помощь близкого друга императора, князя Александра Голицына. Князь коллекционировал всевозможные табакерки, за что даже получил прозвище Принц Табакерок. В его обширной коллекции имелась алмазная табакерка с профилями сыновей Николая I — подарок императорской семьи. Получив просьбу Канкрина, Голицын предоставил табакерку во временное пользование Монетного двора для создания изображений.
Князь Александр Голицын на портрете держит в правой руке табакерку.
Карл Брюллов. Портрет
В свою очередь, профили императрицы и великих княжон скопировали с литографий придворного художника Франца Крюгера. Вообще-то Крюгер служил при дворе прусского короля, но иногда заезжал в Петербург, чтобы писать портреты российских монарших и придворных особ.
Карл Фридрих Густав Лойо де Марс. Автор оригинала: Франц Крюгер (1797-1857). Портрет Александры Федоровны и великих княжон Марии, Ольги и Александры, 1830-е годы.
Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (фотограф: П.С. Демидов)
Но вернемся в мастерскую Павла Уткина. Здесь к началу декабря 1835 года уже были готовы штемпели для будущей монеты, которыми сделали пробные экземпляры — всего 46 штук, 10 из которых сразу забраковали по разным причинам.
Семейный или фамильный рубль — монета необычного двойного номинала — полтора рубля и 10 злотых
18 декабря (6 декабря по старому стилю) 1835 года — на тезоименитство Николая — Канкрин преподнес 36 монет императору.
Выглядели они так:
Фамильный рубль, 1835 год.
Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
На лицевой стороне — чеканный профиль самого Николая. Подробное описание оборотной стороны с «изображением из восьми головок» составил великий князь Георгий Михайлович Романов — знаменитый нумизмат и прямой царский родственник (внук Николая I): «В середине на реверсе — изображение императрицы Александры Федоровны, сверху — наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II); справа, сверху вниз: великие княгини Мария Николаевна и Ольга Николаевна и великий князь Николай Николаевич (все трое смотрят влево); слева, сверху вниз: великая княгиня Александра Николаевна, великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич (все смотрят вправо)». Портреты жены и детей, как на баварской монете, вписаны в рамки-кружки.
Семья на фамильном рубле
При этом решено было отказаться от каких-либо возвышенных надписей, как у баварского короля. В итоге на варианте, который Канкрин презентовал Николаю I, мы видим лишь номинал, год выпуска и подпись медальера на обеих сторонах монеты. Причем внизу на реверсе, под портретами двух юных великих князей, подпись «Р.П.УТКИН» («Резал Павел Уткин») оказалась неверной: в те времена по правилам русского языка в конце фамилии ставился твердый знак. А здесь его не было.
Императора такая лаконичность не смутила, не заметил он и ошибки в подписи, а сама идея монеты пришлась ему по душе. Однако император решил вступиться за свою 36-летнюю супругу. Ему показалось, что на монете Александра Федоровна выглядит значительно старше своего возраста и вообще похожа не на себя, а на свою покойную мать. Николай предложил Канкрину взять за образец некий «известный мраморный бюст» императрицы. История умалчивает, о каком именно бюсте шла речь — это могли быть работы немецких скульпторов Христиана Даниэля Рауха или Карла Фридриха Вихмана.
Христиан Даниэль Раух (1777-1857). Императрица Александра Федоровна.
Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (фотограф: А.Я. Лаврентьев)
К началу 1836 года работу переделали. Если сравнить обновленный экземпляр с первоначальным, то хорошо заметно, как похорошела Александра Федоровна в процессе доработки. Нос императрицы стал более заостренным, лицо в целом — менее пухлым, а шея — более тонкой. Совсем другое дело! А главное, Николай остался доволен показанным ему образцом.
Были там и другие явные изменения: появилась новая дата «1836», с реверса исчезли круговые рамки у портретов детей и неправильная подпись медальера.
Из серебра отчеканили 50 монет нового вида, после чего стальной штемпель не выдержал — узорчатый рант по контуру монеты искрошился. Впрочем, императору хватило и этого количества. 30 монет он взял, чтобы раздать членам семьи, а оставшиеся повелел хранить на Монетном дворе.
Получив монеты, Николай приказал хранить штемпели под замком, с тем чтобы никто не смог чеканить новые монеты «без особого каждый раз Высочайшего повеления».
Однако повеления долго ждать не пришлось. В высшем свете Петербурга обладание «фамильным рублем» стало в некотором роде возможностью продемонстрировать близость к императору. Так что щедрый Николай до конца года заказал еще 50 штук, затем по столько же в 1837 и 1838 годах. Правда, на этом и остановился.
На этих монетах подпись медальера сократилась до букв «П.У.», а дата оставалась прежней — «1836».
Фамильный рубль, 1836 год
История новоделов
Несмотря на запрет чеканить монеты без воли императора, в последующие годы с Монетного двора периодически выходило некоторое количество новоделов. В 1847 году выпуск новодельных монет резко ограничили по просьбе влиятельных коллекционеров, резонно опасавшихся, что такая дочеканка снижает раритетность экземпляров из их собраний и вообще вносит путаницу в старые и новые выпуски.
По всей видимости в 1847 году кто-то (не Уткин) изготовил новый штемпель, уже вовсе без инициалов, но все так же с датой «1836». Достоверно неизвестно, когда и сколько всего отчеканено монет этой разновидности — специалисты узнали об их существовании только в конце XIX века.
Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Самыми редкими и самыми дорогими считаются монеты 1835 года (с «некрасивой» Александрой Федоровной и детскими портретами в кружках) и поздние, отчеканенные штемпелем без инициалов медальера.
В наше время коллекционеры продолжают охоту за «фамильными рублями». Стоимость экземпляра монеты 1835 года (в высоком качестве) доходит до 40 млн рублей.
Внимательный читатель уже давно заметил, что «фамильный рубль» — вовсе и не рубль, а целых полтора рубля. Или же 10 польских злотых, поскольку часть современной Польши входила в состав Российской империи, а сам Николай, помимо прочего, носил титул «Царь Польский». В служебной переписке эта монета, кстати, так и называлась — «десятизлотовка».
Согласно документам, «фамильный рубль» чеканили из серебра. Однако существуют и редчайшие золотые экземпляры. Один овеян легендами и скрыт от посторонних глаз, а вот второй вполне можно увидеть.
Согласно сохранившимся служебным документам, «фамильный рубль» чеканили из серебра. Однако существует, как минимум, одна золотая монета — того же номинала, размера, с датой «1836» и инициалами «П.У.», но почти в два раза тяжелее. Ее в 1928 году передал в Государственный Эрмитаж известный историк Сергей Платонов. В конце XIX века великий князь Георгий Михайлович сообщал о существовании такой монеты у своего деда, то есть у Николая I.
Фамильный рубль, золото, 1836 год.
Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Недавно появилась информация еще об одном золотом полуторарублевике, который может находиться в одной из частных российских коллекций. Это монета тоже с инициалами «П.У». — возможно, неутвержденный пробный экземпляр. Ее история туманна. По легенде, Николай I будто бы когда-то подарил эту монету танцовщице Императорских театров, и золотой «фамильный рубль» хранился у ее потомков…
История «фамильного рубля» была бы неполной без упоминания Павла фон Винклера — военного, историка и нумизмата. В 1890-х годах он опубликовал свой многолетний труд «Из истории монетного дела в России», из которого широкая публика, среди прочего, узнала о создании «фамильного рубля». Архивные документы, свидетельства членов императорской фамилии и коллекционеров Винклер собрал в единый рассказ, который и теперь — с незначительными изменениями и дополнениями — воспроизводят нумизматы и другие специалисты по истории денежного дела.
До нашего времени на Санкт-Петербургском монетном дворе сохранились штемпельные инструменты «фамильных рублей» с инициалами «П.У.» и последней, редкой новодельной разновидности — без подписи медальера.
Оригинальный штемпельный инструмент. Фото: АО «Гознак»
К сожалению, утрачены еще в середине XIX века оригинальные штемпели, при помощи которых чеканили первые монеты. Зато каким-то чудом уцелели восковые модели для изготовления первого штемпеля, а также рисунки Павла Уткина. Их бережно хранит Государственный Русский музей в Петербурге.
Что касается Николая I, то после «фамильного рубля» его профиль все-таки появился на монете, но уже после его кончины. В 1859 году по случаю открытия памятника Николаю Санкт-Петербургский монетный двор отчеканил памятную серебряную монету 1 рубль тиражом 50 118 экземпляров. Еще полтора века спустя император оказался на другой памятной монете — по случаю 160-летия сберегательного дела в нашей стране. Ее Банк России выпустил в 2001 году.
«Фамильный рубль» на памятной монете Банка России 100 рублей «История денежного обращения России». Серебро, 2009 год
Но куда интереснее, что в 2009 году и сам «фамильный рубль» получил вторую жизнь. Медальеры поместили его уменьшенное изображение на памятную монету Банка России, посвященную отечественной истории денежного обращения. Тираж этой монеты почти такой же, как у «фамильного рубля», — всего 250 экземпляров.