Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас большую ценность. Этим, пожалуй, можно объяснить, почему так много прозвищ у денег.
Много веков люди расплачивались монетами, и уже самые первые деньги получали имена: например, «сабельница» — из-за фигуры всадника с саблей — или «московка» — по месту чеканки. А бумажные банкноты — разноцветные, с изображениями правителей, памятников, городских символов — вдохновляли людей на оригинальные и порой забавные прозвища. К металлическим «пятнашкам» и «двугривенникам» в карманах и кошельках присоединялись бумажные «лебеди», «катеринки» и «портянки».
Поначалу все ассигнации выглядели почти одинаково. Купюры номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей печатали на белой бумаге с водяными знаками.
Оформление ассигнаций было довольно простым — текст и мелкий орнамент.
Государственная ассигнация 25 рублей, 1769 год. Из собрания музея АО «Гознак»
Через несколько лет Екатерина II повелела выпускать ассигнации «в цвете», чтобы дополнительно защитить банкноты от подделок. Цвет денег помогал отличать номинал, особенно тем, кто не умел читать. Разноцветные деньги впоследствии получили общее прозвище «пестренькие».
Только 25 рублей оставались белыми до середины XIX века. «Беленькие» и «лебеди» — так их называли не только в народе: сам император Александр I в письмах полководцу Кутузову упоминал «белые» ассигнации. После денежной реформы 1839—1843 годов «лебеди» стали светло-фиолетовыми и получили прозвище «столбянки» — до 1865 года на купюрах этого номинала изображались колонны с виньетками.
Пятирублевки сразу прозвали «синицами», «синичками» и просто «синенькими».
Государственная ассигнация 5 рублей — «синенькая», 1794 год.
Из собрания Музея Банка России
В это же время в оборот вошли красные 10 рублей. «Красненькая» — так эту купюру именовали чаще всего, но люди придумали для 10-рублевки много других названий: «красуля», «карась», «косач», «рак» (вареный, конечно), «снегирь», «малиновка», «краснуха».
Государственная ассигнация 10 рублей — «красненькая», 1812 год.
Из собрания Музея Банка России
Красные десятки и синие пятерки сохранили свою традиционную расцветку и прозвища почти до самого конца XX столетия.
Ласковым словом «билетик» люди называли купюру самого младшего номинала — 1 рубль. Было у нее много других прозвищ, а вот рублем новую банкноту долго не называли. В народном сознании рубль был только металлическим.
Бумажные рубли печатали на желто-коричневой бумаге, поэтому они стали «желтенькими» и «канарейками». А еще «бумажками» и «кредитками» — сокращенно от «государственный кредитный билет».
Государственный кредитный билет 1 рубль, 1865 год. Из собрания Музея Банка России
Внезапная популярность настигла «зелененькие» трешки. Новые российские банкноты стали первыми в Европе купюрами с номиналом «три». Изображения «зелененьких» печатали на иностранных открытках и рекламных карточках.
Государственный кредитный билет 3 рубля, 1872 год. Из собрания Музея Банка России
50 рублей — один из самых старых доживших до наших дней номиналов бумажного рубля. В XIX веке из-за своей расцветки эта банкнота именовалась «серенькой». Такие же цвет и прозвище были у 200-рублевой купюры, которую выпускали с 1819 по 1843 год. Самой же яркой и сложной для подделки стала 100-рублевая купюра. За разноцветный рисунок сторублевку называли «радужной».
Со второй половины XIX века на купюрах стали печатать портреты государственных деятелей. Конечно, в народе сразу появились новые денежные прозвища — по именам правителей, изображенных на купюрах.
Люди стали ласково называть сторублевку «катенькой», «катеринкой» или «екатеринкой». В России в начале XX века параметры «катеньки» считались стандартом для изготовления бумажников и портмоне.
Государственный кредитный билет 100 рублей, 1896 год.
Из собрания Музея Банка России
«Петенька», «петруша», «петровский билет» стал самой крупной купюрой не только по номиналу, но и по размеру — почти как лист бумаги формата А4.
Государственный кредитный билет 500 рублей, 1898 год. Из собрания Музея Банка России
длина кредитного билета «Петр в шляпе»
Образ Петра I для купюры «Петр в шляпе» срисовали со статуи скульптора Марка Антокольского в Петергофе, не поставив в известность автора. Увидев своего Петра на деньгах, Антокольский попросил министра финансов Сергея Витте прислать ему «авторский экземпляр» и пошутил, что им «были бы очень довольны и его кредиторы». Министр прислал скульптору целых четыре «петеньки». В то время на одну такую банкноту в деревне можно было купить пять только что отстроенных крестьянских домов. В 1913 году императора на купюре «переодели» в рыцарские доспехи, получился «Петр в латах».
Государственный кредитный билет 500 рублей, 1912 год.
Из собрания Музея Банка России
Правителей изображали и на купюрах меньшего номинала. На «синих» 5 рублях после 1866 года печатали портрет московского князя Дмитрия Донского, на десятке — первого царя дома Романовых Михаила Федоровича. Однако прозвища этих банкнот не изменились — люди привыкли к «красным» и «синим». Зато «серенькая» 50-рублевая банкнота с появлением портрета Николая I стала «коленькой» и «Николаем Первым». На 25 рублях сначала изобразили царя Алексея Михайловича, но затем заменили на портрет императора Александра III. Бывшие «беленькие» переименовали в «сашки».
Государственный кредитный билет
50 рублей, 1899 год.
Из собрания Музея Банка России
Государственный кредитный билет
25 рублей, 1909 год.
Из собрания Музея Банка России
После Февральской революции и свержения монархии на смену «катенькам» и «коленькам» пришли «керенки». Так в честь министра — председателя Временного правительства Александра Керенского называли деньги номиналом 20 и 40 рублей. Правда, они были больше похожи на почтовые марки, чем на банкноты. Их выпускали листами по сорок «керенок» на каждом, и люди сами отрезали себе купюры от общего листа.
Неразрезанный лист из 40 казначейских знаков номиналом 40 рублей, 1917 год.
Из собрания Музея Банка России
В условиях гиперинфляции деньги быстро обесценились. «Керенками» стали обклеивать стены, подкладывать их под чернильницы и так далее.
Народная привычка давать деньгам прозвища очень пригодилась в непростое время Октябрьской революции и Гражданской войны. Старая банковская система была разрушена, денежное обращение осталось без централизованного контроля. В стране появились тысячи наименований денежных знаков. Местные власти и даже предприятия принялись печатать собственные боны, чеки, квитанции и прочие денежные эквиваленты.
По подсчетам исследователей, к 1920 году в стране обращалось более двух десятков тысяч разновидностей купюр. Чтобы их творения выделялись из общей денежной массы, эмитенты много внимания уделяли внешнему виду денег. А люди, чтобы хоть как-то разбираться в этом денежном хаосе, придумывали цветным бумажкам свои названия.
На Русском Севере появились «моржовки». В 1918 году эти чеки выпустило Архангельское отделение Государственного банка. На 25-рублевом чеке художник, ученик Ильи Репина Сергей Чехонин изобразил моржей и белых медведей на фоне арктического пейзажа. На другой стороне этих купюр был помещен герб Архангельска: архангел Михаил, побеждающий дьявола.
«Симадки» — разменные талоны с Дальнего Востока. Владелец крупной торговой сети и механических мастерских Петр Симада выпускал местные деньги со своим портретом. Сами «купюры» были из рисовой бумаги и печатались в Японии, на родине предпринимателя.
«Кузнецами» в Сибири называли советские 50 рублей с изображением рабочего с молотом. Только за август 1918 года «кузнецов» выпустили на сумму 20 млн рублей.
«Колокольчики» («деникинки») — это тысячерублевые банкноты Вооруженных сил Юга России (под командованием белого генерала Антона Деникина) с изображением Царь-колокола.
Конечно, эти деньги довольно быстро вышли из оборота. Но именно в тот смутный период Временное правительство выпустило первые в России 1000 рублей — до 1917 года купюр такого номинала не существовало. Свое прозвище первая тысяча получила благодаря изображению Таврического дворца, где тогда заседала Государственная Дума, — купюры стали называться «думскими», «думками» или «домиками». А с 1920-х годов тысяча стала «косой» или «косарем» — из-за наклонного написания номинала «1000» по краям купюры.
Государственный кредитный билет
1000 рублей («думка»), 1917 год.
Из собрания Музея Банка России
Государственный денежный знак РСФСР 1000 рублей («косая»), 1923 год.
Из собрания Музея Банка России
Пережив денежный хаос и гиперинфляцию, советское правительство задумало создать новую устойчивую валюту, которая котировалась бы за границей. Так, в 1922 году появились советские червонцы, поддержкой и гарантией которых было золото. В обиходе новую валюту чаще всего называли «червями» или «червяками» — по созвучию со словом червонец. Банкноты получали и другие прозвища: например, «сеялки» — из-за изображенного на них крестьянина-сеятеля — или совсем уж жаргонное «чирик». Позже это наименование перешло к 10 рублям, к которым был приравнен советский червонец.
Портрет
С тех пор выпускались только рубли. Купюры того периода отличались внушительным размером (23x11,5 см), за что и получили прозвище «портянки».
Билет Государственного банка СССР 100 рублей («портянка»), 1947 год.
Из собрания Музея Банка России
После новой денежной реформы в 1961 году «портянки» уменьшились почти в два раза. А уже ставшая традиционной цветовая гамма — желтый рубль, зеленая трешка, синие пять рублей и красные десять рублей — сохранялась вплоть до распада Советского Союза в 1991 году.
Современные банкноты сильно отличаются от своих предшественниц — и цветом, и оформлением. Однако некоторые денежные прозвища из прошлого — «косарь», «чирик», «червонец» — по-прежнему иногда встречаются в нашей речи.