Как менялось производство банкнот на протяжении трех веков

время чтения ≈ 17 минут
Как менялось производство банкнот на протяжении трех веков

История бумажных денег в России насчитывает чуть более 250 лет, и за этот короткий срок в банкнотах изменилось все: внешний вид, состав бумаги, способ изготовления. На смену ручному труду пришли машины, появились новые материалы, усовершенствовались способы защиты от подделок. Но когда-то бумага для денег варилась в чанах, а водяные знаки делали с помощью проволоки. Как же менее чем за три века изменилось производство банкнот?

1.ИЗ ЧЕГО ТОЛЬКО СДЕЛАНЫ ДЕНЬГИ…

Бумагу для первых отечественных банкнот делали из ткани — в основном ветоши и старых тряпок. Тряпье варили, подвергали брожению, разбирали на волокна, а для прочности в месиво для отлива бумаги добавляли шелк.

Основными поставщиками материала для денежной бумаги во времена Екатерины II были старьевщики и тряпичники, которые собирали изношенную одежду и белье по всему Петербургу

Существует исторический анекдот, что в состав первых российских ассигнаций входили салфетки и скатерти со стола самой императрицы Екатерины II.

Антисептический ингредиент

В XIX веке на смену тряпкам пришла пенька — конопляное волокно. Перерабатывать пеньку в бумагу придумали в России еще при Петре I: по его указу в армии и на флоте собирали старые паруса, несмоленые канаты и веревки. Благодаря этому материалу денежная бумага стала более прочной и водостойкой. А так как конопля — природный антисептик, на пеньковых ассигнациях было меньше микробов, чем на их предшественницах.

Сегодня же для защиты купюр от бактерий, вирусов и плесени используют специальное дезинфицирующее вещество — гуанидин, который сохраняет свои свойства в течение пяти лет

Пластиковые окна на банкнотах

С 1930-х годов и по сегодняшний день основой банкнотной бумаги является хлопковый пух.

А с развитием индустрии полимерных материалов возникла идея использовать их и в денежном производстве.

Первая отечественная полимерная банкнота была выпущена в 2018 году в честь чемпионата мира по футболу.

Полимерная банкнота 100 рублей, 2018 год. Из собрания Музея Банка России

Полимерная банкнота 100 рублей, 2018 год. Из собрания Музея Банка России

Пластиковые деньги не менее сложные и дорогие в производстве, чем бумажные. Но некоторые страны переходят на банкноты из полимерных материалов, потому что считают их более долговечными. На пластик не наносят водяные знаки и рельефные узоры — полимерные купюры защищают, например, с помощью таких элементов, как прозрачные окна, в которых на просвет виден рисунок. Но чаще пластик просто добавляют для прочности бумажных денег — так, полимером пропитана российская 200-рублевая купюра.

2.РУЧНОЙ ТРУД И РОБОТЫ

Чтобы печатать пластиковые или бумажные деньги с современной защитой от подделки и износа, используют высокоточное оборудование, которое в автоматическом режиме перерабатывает сырье и готовит материал для производства банкнот. А первые купюры делали вручную — варили, сушили, прессовали…

Отвар для ассигнаций

Черпальщики набирали из огромного чана массу из перемолотой ткани и разливали по формам. Вода стекала, и за дело брались валяльщики: откидывали будущий лист на сукно, отжимали лишнюю влагу, клали под пресс. Пеньковую же бумагу готовили долго: волокно 12 часов вымачивали в щелоке, несколько раз варили и белили. Когда листы высыхали, их для прочности смазывали желатином или рыбьим клеем.

Эпоха машин

1818 год

Открылась Экспедиция заготовления государственных бумаг

Экспедиция заготовления государственных бумаг. Гравюра из сборника «Министерство финансов. 1802—1902», 1902 год

В 1818 году в Санкт-Петербурге открылась Экспедиция заготовления государственных бумаг, созданная по инициативе инженера Августина Бетанкура (в 1919 году предприятие вошло в состав Гознака). С тех пор здесь изготавливают отечественные деньги.

Бетанкур оснастил Экспедицию современным оборудованием для производства бумаги, станками для печати денег и мастерскими по созданию защитных элементов для купюр.

1839 год

В России заработала первая в мире мастерская гальванопластики

Новая технология позволила копировать металлические штампы для печати и производить миллионы одинаковых банкнот.

2010 год

Повышение технологичности

Бумага для денег сушится под УФ-лучами. Фото: Донат Сорокин, ТАСС

Сложно поверить, что когда-то деньги делали руками: фабрики Гознака в настоящее время оснащены высокотехнологичным роботизированным оборудованием, очень быстрым и предельно точным.

3.ЗАЩИТА РУБЛЯ

Защита от фальшивомонетчиков была не менее важной задачей для мастеров, чем поиск ингредиентов для денежного сырья и увеличение скорости печати. Уже в XVIII веке на отливочных формах заранее «вышивали» орнамент из медной и серебряной проволоки. После высыхания бумага в месте орнамента становилась тоньше и светлее — так получали водяные знаки. До сих пор этот старинный способ защиты купюр считается очень надежным.

Водяной знак на государственной ассигнации 5 рублей, 1794 год. Из собрания Музея Банка России

Водяной знак на государственной ассигнации 5 рублей, 1794 год. Из собрания Музея Банка России

Вооруженным глазом

1840-е годы

Начали наносить микрошрифт

Подлинность купюры гарантирует и микрошрифт, который начали наносить на банкноты с начала 1840-х годов.

Государственный кредитный билет 3 рубля, 1854 год. Из собрания Музея Банка России
1890-е годы

Микротексты дополнили сложным орнаментом из ветвей и листьев и аллегорическими фигурами

Государственный кредитный билет 100 рублей, 1910 год. Из собрания Музея Банка РоссииГосударственный кредитный билет 100 рублей, 1910 год. Из собрания Музея Банка России

Повысить уровень защиты банкнот позволила металлографская глубокая печать, которую в отечественном денежном производстве применяют с 1866 года. Суть технологии состоит в том, что элементы рисунка утоплены в печатную форму. Вытекающая из углублений краска высыхает, и на бумаге остается четкое рельефное изображение, которое можно почувствовать на ощупь. Такой оттиск невозможно воспроизвести никаким другим способом.

Цех металлографской печати, 1900-е годы. Из собрания музея АО «Гознак»

Цех металлографской печати, 1900-е годы. Из собрания музея АО «Гознак»

4.КАРТИНЫ НА ДЕНЬГАХ

Рисунки и надписи на первых бумажных ассигнациях в какой-то мере защищали купюры от подделки, но это была не единственная их функция. На банкнотах, выпущенных по указу великой просветительницы Екатерины II, размещали текст о порядке обращения и номинале. Так малограмотное население было вынуждено учиться читать хотя бы деньги.

Портретная галерея предков

К середине XIX века технические возможности позволяли художникам предлагать сложные варианты оформления банкнот — например, размещать на них традиционные русские узоры, изображения архитектурных памятников и людей в национальных костюмах. Обсуждалась идея написания номиналов на языках народов, населявших Российскую империю.

Но Александр II остановил свой выбор на эскизах с портретами его царствовавших предков. Император даже позволил художникам зарисовать с натуры императорскую корону и другие царские регалии.

Банкнота с портретом царя Алексея Михайловича 25 рублей, 1866 год. Из собрания музея АО «Гознак»

Банкнота с портретом царя Алексея Михайловича 25 рублей, 1866 год. Из собрания музея АО «Гознак»

Когда на смену монархии пришла советская власть, изображения венценосных особ оказались вытеснены образами простых советских граждан — рабочего, крестьянина, шахтера, кузнеца.

Билет Государственного банка СССР 3 червонца, 1924 год. Из собрания Музея Банка России

Билет Государственного банка СССР 3 червонца, 1924 год. Из собрания Музея Банка России

Обсуждались и эскизы с изображениями советских тружениц — эта идея тоже не была воплощена, так что единственной женщиной, чей портрет когда-либо печатали на отечественных банкнотах, до сих пор остается Екатерина II.

В 1990-е годы, размышляя над дизайном нового российского рубля, художники предлагали эскизы с портретами живописцев, писателей, ученых… В результате в оборот выпустили купюры с изображениями достопримечательностей российских городов.

5.РУБЛЕВАЯ ПАЛИТРА

Важным элементом производства денег наравне с поиском идеального «рецепта» сырья и созданием защитных рисунков стал цвет бумаги. Цветные купюры в России появились в 1787 году. Первыми выпустили синие 5 рублей и красные 10-рублевки. Благодаря разным цветам банкнот малограмотному населению стало гораздо проще определять номинал. А вот работа фальшивомонетчиков, которые привыкли иметь дело с белыми ассигнациями, усложнилась.

Радужные деньги

С 1843 года в оборот вошли разноцветные купюры. Для их производства мастера разработали метод ирисовой, или радужной, печати. В результате использования нескольких красок одновременно получался радужный эффект с плавным переходом от одного цвета к другому.

Купюра 100 рублей с «радужной печатью», 1843 год. Из собрания музея АО «Гознак»

Купюра 100 рублей с «радужной печатью», 1843 год. Из собрания музея АО «Гознак»

Несколько десятилетий спустя сотрудник Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Орлов изобрел машину, которая наносила на банкноту все цвета одновременно и с точностью повторяла элементы и оттенки на всех купюрах. Одна из особенностей «орловской печати» в том, что границы цветовых переходов получались резкими и оттенки не смешивались, как при радужной печати. Этот прием используется для печати купюр и в наше время.

Сияющий рубль

Сегодня при печати используют специально изготовленные защитные типографские краски с эффектом перемены цвета, магнитными и флуоресцентными свойствами.

На современные купюры наносят метки, отражающие инфракрасные лучи. Обнаружить фрагменты, выполненные такими красками, можно только с помощью специальных приборов.

Изображение 100-рублевой банкноты под воздействием УФ-излучения. Из собрания Музея Банка России

Изображение 100-рублевой банкноты под воздействием УФ-излучения. Из собрания Музея Банка России

Краски для банкнот устойчивы к химикатам, бытовым растворителям и моющим средствам. Но перед стиркой лучше проверить, нет ли в карманах одежды бумажных денег. Банкноты, которые постирали порошком с отбеливателем (чтобы белье «сияло чистотой»), под ультрафиолетовой лампой начинают сиять голубым светом. Такую купюру, скорее всего, сочтут испорченной, и придется идти в банк, чтобы обменять ее на новую.