Развитие денежного дела в России невозможно представить без «физиков» — инженеров, конструкторов, химиков, которые отдавали все свои силы технической стороне вопроса. Расскажем о самых ярких из них.
Портрет неизвестного, вторая половина XVIII века. Неизвестный художник.
Государственный исторический музей
Значительный вклад в развитие механизмов чеканки монет внес Андрей Константинович Нартов (1693-1756). Его должность именовалась «личный токарь императора» — Нартов создавал токарные станки персонально для Петра I. А для производства российских денег он сконструировал новые машины для изготовления монет, ввел в обиход различные станы и прессы, усовершенствовал способы взвешивания монет, спроектировал точные весы. Все действующее на Московском монетном дворе оборудование мастер улучшил менее чем за год.
Огромной заслугой Нартова стало усовершенствование гуртильных станков, которые делали насечки на ребре монет. Благодаря этим насечкам монеты становилось труднее подделывать, от них нельзя было отпиливать кусочки, что особенно важно для монет из драгоценных металлов.
Картина из Государственного исторического музея подписана как «Портрет неизвестного». Однако мы выяснили, что за человек изображен на холсте и чем примечательна его судьба.
По заключению знаменитого советского антрополога
Герасимов изучил лицо «неизвестного» и сравнил его с портретом молодого Нартова, который можно увидеть в Эрмитаже. Антропометрический анализ показал, что на картинах один и тот же человек, но в разном возрасте.
Однако до сих пор экспонат из Государственного исторического музея сохраняет таинственное название — «Портрет неизвестного», и только на обратной стороне полотна можно увидеть надпись «Нартов Андрей Константинович».
Портрет неизвестного, вторая половина XVIII века. Неизвестный художник. Государственный исторический музей
Портрет
Из собрания музея АО «Гознак»
Однако полностью избавиться от подделок не получалось.
Разгулу фальшивомонетчиков способствовали и социальные потрясения. Так, после войны с Наполеоном в России осталось множество фальшивых ассигнаций. Чтобы бороться с подделками, прибывший из Испании архитектор, инженер и изобретатель Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) предложил создать новое предприятие для выпуска бумажных денег — Экспедицию заготовления государственных бумаг. По его замыслу, бумажные деньги должны были отныне проходить все этапы производства под одной крышей. Такой порядок был гораздо удобнее, безопаснее, быстрее — и способствовал большей защищенности купюр.
Бетанкур поднял производство бумажных ассигнаций в России на промышленную высоту. Для этого он спроектировал и построил внутри фабрики отделения с паровым оборудованием — для производства бумаги и печати усовершенствованных купюр. Паровые машины инженер создал сам.
Он также разрабатывал рецепт денежной бумаги из новых материалов, предлагал способы ее отбеливания и окрашивания, внедрения в нее защитных элементов.
Все находящиеся в обращении банковские чеки начали изготавливать по единому обновленному образцу
Улучшению материала для ценных бумаг посвящал свои опыты и Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Он плодотворно сотрудничал с Государственным банком и как эксперт, и как практик. При его участии впервые в России был реализован химический способ защиты банковских чеков. Ученый рекомендовал использовать особые чернила и изменить толщину и структуру бумаги, при производстве добавлять в нее определенный цветной состав. Банковские чеки стало практически невозможно подделать, невероятно трудно было соскоблить с них напечатанное и добавить новую надпись.
Портрет
Из собрания Музея Банка России
Государственный банк не раз обращался к Менделееву за советами — например, касающимися точности взвешивания монет.
Менделеев и Бетанкур работали с привычными для нас деньгами из металлов и бумаги. Но, как показала история, выпускать деньги можно не только из этих материалов. Так, стараниями купца Александра Андреевича Баранова (1747-1819) некоторое время на российских территориях в обращении были деньги из кожи.
Портрет
Из собрания музея Банка России
В конце XVIII века Баранов стал управлять Российско-Американской компанией, которая добывала на Аляске меха и другие ценные ресурсы. Однако из-за удаленности американских владений доставлять туда наличные деньги из России было долго и небезопасно. Требовалось чем-то их заменить. Поэтому с 1816 года Баранов изготавливал в Русской Америке специальные купюры из тюленьей кожи. Ведь ее, в отличие от бумаги, было в избытке. Кожаные купюры получили название «марки», но имели номиналы в копейках и рублях.
Отметим, что «физики» в работе по развитию банковского дела не могли обходиться без «лириков» — художников, историков и даже литераторов. Одни совершенствовали материал, из которого изготавливались деньги, другие работали над их оформлением, третьи занимались администрированием, следили, чтобы денежные знаки были надежно защищены от подделок, а банки работали без сбоев. О творческих людях, повлиявших на мир денег, читайте в статье «Сила творчества: лирики в денежном деле».