Историю денег и финансов создавали не только экономисты и банкиры. Огромный вклад внесли в том числе и «лирики» — творческие личности, посвятившие себя администрированию или художественному оформлению денег. Некоторые известные поэты даже возглавляли банки или курировали их работу. В Музее Банка России можно узнать о людях разных профессий и талантов, чьи идеи помогали совершенствовать российскую денежную систему.
Егор Францевич Канкрин (1774-1845), ставший министром финансов, прибыл в Россию в 1797 году из Германии. На родине он был советником правления у герцога Ангальтского и доктором права, а также имел отношение к литературе.
В молодые годы Канкрин сочинил роман «Дагобер», писал театральные рецензии и эссе об искусстве, а в конце жизни увлекся художественными рассказами. Однако свои работы он издавал анонимно, чтобы избежать нападок критиков.
Государственный кредитный билет образца 1843 года 1 рубль, 1865 год.
Из собрания Музея Банка России
На посту министра финансов Канкрин показал себя опытным администратором. Под его руководством в 1839—1843 годах в Российской империи была проведена денежная реформа. Серебряный рубль объявили денежной единицей страны. Ценность бумажных денег отныне подкреплялась серебром.
Банковское дело объединяло людей абсолютно разных склонностей и талантов. Отметились на этом поприще и самые настоящие лирики — отечественные поэты. Гавриил Романович Державин (1743-1816), выдающийся стихотворец и просветитель, участвовал в выпуске российских денег.
Поэт
Государыня Екатерина II допустила его в круг своих личных помощников, а ее сын Павел I передал в 1800 году под надзор поэта важный государственный проект, начатый еще императрицей, — выпуск бумажных денег.
Державин курировал производство три года, а его подчиненные контролировали процесс на каждом этапе: проверяли количество и качество печатаемых банкнот, следили за безопасностью их хранения на фабрике, устанавливали план изготовления денег.
Другой русский поэт, первый председатель Русского исторического общества Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) тоже проявил себя как талантливый банковский управляющий. В 1846—1853 годах он возглавлял Государственный заемный банк. Ему удалось значительно увеличить прибыль, несмотря на трудные времена, когда из-за неурожая многие помещики задерживали возврат ссуд.
Портрет
Из собрания Музея Банка России
В заслугу Петру Вяземскому ставят также развитие филиальной сети Государственного заемного банка. Благодаря его работе появились Екатеринбургская контора и Ирбитское отделение, что стало большим благом для торгово-промышленной жизни Урала и Сибири.
Не меньше преуспел в финансовой сфере Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873). Четверть века «поэт-чиновник», как его называли, прослужил в Министерстве финансов. В 1839—1843 годах во время денежной реформы он напрямую занимался обеспечением бесперебойного обмена старых денег на новые по всей Российской империи. Кроме того, принимал участие в подробнейшем описании защитных признаков новых бумажных денег. Это значительно повысило возможности распознавания фальшивок.
Поэт
Бенедиктов вышел в отставку в 1858 году, посвятил себя математике и астрономии, не забывая и о литературе. В 1924 году была найдена неопубликованная рукопись Бенедиктова — сочинение о математических развлечениях: головоломках, играх. В период его написания, в 1869 году, на русском языке не было ничего подобного — не только оригинального, но и переводного.
Так Бенедиктов смог проявить себя сразу в трех областях: банковском деле, литературе и математике.
Значительный вклад в оформление денег внесли художники. Талантливый живописец Адольф Иосифович Шарлемань (1826-1901) более тридцати лет прослужил в Экспедиции заготовления государственных бумаг, разрабатывая эскизы российских купюр. Государственные кредитные билеты с его работами видел и держал в руках едва ли не каждый россиянин конца XIX — начала ХХ века (до Октябрьской революции).
Государственный исторический музей
В 1890-е годы на российских деньгах появился созданный им выразительный образ женщины-правительницы как аллегории России. Первая такая купюра — номиналом 25 рублей — обладала надежной защитой от подделок. Помимо впервые примененной многоцветной «орловской печати», на банкноте был водяной знак с портретом Александра III.
Государственный кредитный билет 25 рублей с видом на просвет, 1892 год.
Из собрания Музея Банка России
С творчеством Адольфа Шарлеманя хорошо знакомы карточные игроки. Именно он создал рисунки для самой известной игральной колоды в России — так называемой «атласной».
Музейные предметы из фондов Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Напоследок отметим, что «лирики» в работе по развитию банковского дела в России не могли существовать без «физиков» — механиков и архитекторов, математиков и химиков. О самых ярких представителях технического лагеря расскажем в следующей статье.