Историю денег и финансов создавали не только экономисты и банкиры. Огромный вклад внесли в том числе и «лирики» – творческие личности, посвятившие себя администрированию или художественному оформлению денег. Некоторые известные поэты даже возглавляли банки или курировали их работу. В Музее Банка России можно узнать о людях разных профессий и талантов, чьи идеи помогали совершенствовать российскую денежную систему.
Егор Францевич Канкрин (1774—1845), ставший министром финансов, прибыл в Россию в 1797 году из Германии. На родине он был советником правления у герцога Ангальтского и доктором права, а также имел отношение к литературе.
В молодые годы Канкрин сочинил роман «Дагобер», писал театральные рецензии и эссе об искусстве, а в конце жизни увлекся художественными рассказами. Однако свои работы он издавал анонимно, чтобы избежать нападок критиков.
Государственный кредитный билет образца 1843 года 1 рубль, 1865 год.
Из собрания Музея Банка России
На посту министра финансов Канкрин показал себя опытным администратором. Под его руководством в 1839—1843 годах в Российской империи была проведена денежная реформа. Серебряный рубль объявили денежной единицей страны. Ценность бумажных денег отныне подкреплялась серебром.
Банковское дело объединяло людей абсолютно разных склонностей и талантов. Отметились на этом поприще и самые настоящие лирики — отечественные поэты. Гавриил Романович Державин (1743—1816), выдающийся стихотворец и просветитель, участвовал в выпуске российских денег.
Поэт
Государыня Екатерина II допустила его в круг своих личных помощников, а ее сын Павел I передал в 1800 году под надзор поэта важный государственный проект, начатый еще императрицей, — выпуск бумажных денег.
Державин курировал производство три года, а его подчиненные контролировали процесс на каждом этапе: проверяли количество и качество печатаемых банкнот, следили за безопасностью их хранения на фабрике, устанавливали план изготовления денег.
Другой русский поэт, первый председатель Русского исторического общества Петр Андреевич Вяземский (1792—1878) тоже проявил себя как талантливый банковский управляющий. В 1846—1853 годах он возглавлял Государственный заемный банк. Ему удалось значительно увеличить прибыль, несмотря на трудные времена, когда из-за неурожая многие помещики задерживали возврат ссуд.
Портрет
Из собрания Музея Банка России
В заслугу Петру Вяземскому ставят также развитие филиальной сети Государственного заемного банка. Благодаря его работе появились Екатеринбургская контора и Ирбитское отделение, что стало большим благом для торгово-промышленной жизни Урала и Сибири.
Не меньше преуспел в финансовой сфере Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807—1873). Четверть века «поэт-чиновник», как его называли, прослужил в Министерстве финансов. В 1839—1843 годах во время денежной реформы он напрямую занимался обеспечением бесперебойного обмена старых денег на новые по всей Российской империи. Кроме того, принимал участие в подробнейшем описании защитных признаков новых бумажных денег. Это значительно повысило возможности распознавания фальшивок.
Поэт
Бенедиктов вышел в отставку в 1858 году, посвятил себя математике и астрономии, не забывая и о литературе. В 1924 году была найдена неопубликованная рукопись Бенедиктова — сочинение о математических развлечениях: головоломках, играх. В период его написания, в 1869 году, на русском языке не было ничего подобного — не только оригинального, но и переводного.
Так Бенедиктов смог проявить себя сразу в трех областях: банковском деле, литературе и математике.
Значительный вклад в оформление денег внесли художники. Талантливый живописец Адольф Иосифович Шарлемань (1826—1901) более тридцати лет прослужил в Экспедиции заготовления государственных бумаг, разрабатывая эскизы российских купюр. Государственные кредитные билеты с его работами видел и держал в руках едва ли не каждый россиянин конца XIX — начала ХХ века (до Октябрьской революции).
Государственный исторический музей
В 1890-е годы на российских деньгах появился созданный им выразительный образ женщины-правительницы как аллегории России. Первая такая купюра — номиналом 25 рублей — обладала надежной защитой от подделок. Помимо впервые примененной многоцветной «орловской печати», на банкноте был водяной знак с портретом Александра III.
Государственный кредитный билет 25 рублей с видом на просвет, 1892 год.
Из собрания Музея Банка России
С творчеством Адольфа Шарлеманя хорошо знакомы карточные игроки. Именно он создал рисунки для самой известной игральной колоды в России — так называемой «атласной».
Музейные предметы из фондов Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Напоследок отметим, что «лирики» в работе по развитию банковского дела в России не могли существовать без «физиков» — механиков и архитекторов, математиков и химиков. О самых ярких представителях технического лагеря расскажем в следующей статье.