Сила творчества: лирики в денежном деле

время чтения ≈ 10 минут
Сила творчества: лирики в денежном деле

Историю денег и финансов создавали не только экономисты и банкиры. Огромный вклад внесли в том числе и «лирики» — творческие личности, посвятившие себя администрированию или художественному оформлению денег. Некоторые известные поэты даже возглавляли банки или курировали их работу. В Музее Банка России можно узнать о людях разных профессий и талантов, чьи идеи помогали совершенствовать российскую денежную систему.

1.ИНОСТРАНЕЦ

Егор Францевич Канкрин (1774-1845), ставший министром финансов, прибыл в Россию в 1797 году из Германии. На родине он был советником правления у герцога Ангальтского и доктором права, а также имел отношение к литературе.

<nobr>Е.Ф. Канкрин</nobr>, портрет из&nbsp;книги <nobr>И.Н. Божерянова</nobr> &laquo;Граф Егор Францевич Канкрин, его жизнь, литературные труды и&nbsp;двадцатилетняя деятельность управления Министерством финансов&raquo;, 1897 год

Е.Ф. Канкрин, портрет из книги И.Н. Божерянова «Граф Егор Францевич Канкрин, его жизнь, литературные труды и двадцатилетняя деятельность управления Министерством финансов», 1897 год

В молодые годы Канкрин сочинил роман «Дагобер», писал театральные рецензии и эссе об искусстве, а в конце жизни увлекся художественными рассказами. Однако свои работы он издавал анонимно, чтобы избежать нападок критиков.

Государственный кредитный билет образца 1843 года 1 рубль, 1865 год. <br>Из&nbsp;собрания Музея Банка России

Государственный кредитный билет образца 1843 года 1 рубль, 1865 год.
Из собрания Музея Банка России

На посту министра финансов Канкрин показал себя опытным администратором. Под его руководством в 1839—1843 годах в Российской империи была проведена денежная реформа. Серебряный рубль объявили денежной единицей страны. Ценность бумажных денег отныне подкреплялась серебром.

2.ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Банковское дело объединяло людей абсолютно разных склонностей и талантов. Отметились на этом поприще и самые настоящие лирики — отечественные поэты. Гавриил Романович Державин (1743-1816), выдающийся стихотворец и просветитель, участвовал в выпуске российских денег.

Поэт <nobr>Г. Р. Державин</nobr>. Репродукция литографии А. Мюнстера, около 1845 года. ТАСС

Поэт Г. Р. Державин. Репродукция литографии А. Мюнстера, около 1845 года. ТАСС

Государыня Екатерина II допустила его в круг своих личных помощников, а ее сын Павел I передал в 1800 году под надзор поэта важный государственный проект, начатый еще императрицей, — выпуск бумажных денег.

Державин курировал производство три года, а его подчиненные контролировали процесс на каждом этапе: проверяли количество и качество печатаемых банкнот, следили за безопасностью их хранения на фабрике, устанавливали план изготовления денег.

3.ИСТОРИК

Другой русский поэт, первый председатель Русского исторического общества Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) тоже проявил себя как талантливый банковский управляющий. В 1846—1853 годах он возглавлял Государственный заемный банк. Ему удалось значительно увеличить прибыль, несмотря на трудные времена, когда из-за неурожая многие помещики задерживали возврат ссуд.

Портрет <nobr>П.А. Вяземского</nobr> на&nbsp;памятной монете Банка России 3 рубля, 2016 год. <br>Из&nbsp;собрания Музея Банка России

Портрет П.А. Вяземского на памятной монете Банка России 3 рубля, 2016 год.
Из собрания Музея Банка России

В заслугу Петру Вяземскому ставят также развитие филиальной сети Государственного заемного банка. Благодаря его работе появились Екатеринбургская контора и Ирбитское отделение, что стало большим благом для торгово-промышленной жизни Урала и Сибири.

4.ПОЭТ-ЧИНОВНИК

Не меньше преуспел в финансовой сфере Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873). Четверть века «поэт-чиновник», как его называли, прослужил в Министерстве финансов. В 1839—1843 годах во время денежной реформы он напрямую занимался обеспечением бесперебойного обмена старых денег на новые по всей Российской империи. Кроме того, принимал участие в подробнейшем описании защитных признаков новых бумажных денег. Это значительно повысило возможности распознавания фальшивок.

Поэт <nobr>В.Г. Бенедиктов</nobr>. Репродукция портрета середины XIX века. ТАСС

Поэт В.Г. Бенедиктов. Репродукция портрета середины XIX века. ТАСС

Бенедиктов вышел в отставку в 1858 году, посвятил себя математике и астрономии, не забывая и о литературе. В 1924 году была найдена неопубликованная рукопись Бенедиктова — сочинение о математических развлечениях: головоломках, играх. В период его написания, в 1869 году, на русском языке не было ничего подобного — не только оригинального, но и переводного.

Так Бенедиктов смог проявить себя сразу в трех областях: банковском деле, литературе и математике.

5.ЖИВОПИСЕЦ

Значительный вклад в оформление денег внесли художники. Талантливый живописец Адольф Иосифович Шарлемань (1826-1901) более тридцати лет прослужил в Экспедиции заготовления государственных бумаг, разрабатывая эскизы российских купюр. Государственные кредитные билеты с его работами видел и держал в руках едва ли не каждый россиянин конца XIX — начала ХХ века (до Октябрьской революции).

<nobr>А.И. Шарлемань</nobr>, профессор живописи. Портрет конца XIX&nbsp;&mdash; начала&nbsp;ХХ века. <br>Государственный исторический музей

А.И. Шарлемань, профессор живописи. Портрет конца XIX — начала ХХ века.
Государственный исторический музей

В 1890-е годы на российских деньгах появился созданный им выразительный образ женщины-правительницы как аллегории России. Первая такая купюра — номиналом 25 рублей — обладала надежной защитой от подделок. Помимо впервые примененной многоцветной «орловской печати», на банкноте был водяной знак с портретом Александра III.

Государственный кредитный билет 25 рублей с&nbsp;видом на&nbsp;просвет, 1892 год. <br>Из&nbsp;собрания Музея Банка России

Государственный кредитный билет 25 рублей с видом на просвет, 1892 год.
Из собрания Музея Банка России

С творчеством Адольфа Шарлеманя хорошо знакомы карточные игроки. Именно он создал рисунки для самой известной игральной колоды в России — так называемой «атласной».

А.И. Шарлемань. Карты «Атласные», эскизы. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1862 год.
Музейные предметы из фондов Государственного музея-заповедника «Петергоф»

Напоследок отметим, что «лирики» в работе по развитию банковского дела в России не могли существовать без «физиков» — механиков и архитекторов, математиков и химиков. О самых ярких представителях технического лагеря расскажем в следующей статье.