История бумажных денег в России насчитывает чуть более 250 лет, и за этот короткий срок в банкнотах изменилось все: внешний вид, состав бумаги, способ изготовления. На смену ручному труду пришли машины, появились новые материалы, усовершенствовались способы защиты от подделок. Но когда-то бумага для денег варилась в чанах, а водяные знаки делали с помощью проволоки. Как же менее чем за три века изменилось производство банкнот?
Бумагу для первых отечественных банкнот делали из ткани — в основном ветоши и старых тряпок. Тряпье варили, подвергали брожению, разбирали на волокна, а для прочности в месиво для отлива бумаги добавляли шелк.
Основными поставщиками материала для денежной бумаги во времена Екатерины II были старьевщики и тряпичники, которые собирали изношенную одежду и белье по всему Петербургу
Существует исторический анекдот, что в состав первых российских ассигнаций входили салфетки и скатерти со стола самой императрицы Екатерины II.
В XIX веке на смену тряпкам пришла пенька — конопляное волокно. Перерабатывать пеньку в бумагу придумали в России еще при Петре I: по его указу в армии и на флоте собирали старые паруса, несмоленые канаты и веревки. Благодаря этому материалу денежная бумага стала более прочной и водостойкой. А так как конопля — природный антисептик, на пеньковых ассигнациях было меньше микробов, чем на их предшественницах.
Сегодня же для защиты купюр от бактерий, вирусов и плесени используют специальное дезинфицирующее вещество — гуанидин, который сохраняет свои свойства в течение пяти лет
С 1930-х годов и по сегодняшний день основой банкнотной бумаги является хлопковый пух.
А с развитием индустрии полимерных материалов возникла идея использовать их и в денежном производстве.
Первая отечественная полимерная банкнота была выпущена в 2018 году в честь чемпионата мира по футболу.
Полимерная банкнота 100 рублей, 2018 год. Из собрания Музея Банка России
Пластиковые деньги не менее сложные и дорогие в производстве, чем бумажные. Но некоторые страны переходят на банкноты из полимерных материалов, потому что считают их более долговечными. На пластик не наносят водяные знаки и рельефные узоры — полимерные купюры защищают, например, с помощью таких элементов, как прозрачные окна, в которых на просвет виден рисунок. Но чаще пластик просто добавляют для прочности бумажных денег — так, полимером пропитана российская 200-рублевая купюра.
Чтобы печатать пластиковые или бумажные деньги с современной защитой от подделки и износа, используют высокоточное оборудование, которое в автоматическом режиме перерабатывает сырье и готовит материал для производства банкнот. А первые купюры делали вручную — варили, сушили, прессовали…
Черпальщики набирали из огромного чана массу из перемолотой ткани и разливали по формам. Вода стекала, и за дело брались валяльщики: откидывали будущий лист на сукно, отжимали лишнюю влагу, клали под пресс. Пеньковую же бумагу готовили долго: волокно 12 часов вымачивали в щелоке, несколько раз варили и белили. Когда листы высыхали, их для прочности смазывали желатином или рыбьим клеем.
В 1818 году в Санкт-Петербурге открылась Экспедиция заготовления государственных бумаг, созданная по инициативе инженера Августина Бетанкура (в 1919 году предприятие вошло в состав Гознака). С тех пор здесь изготавливают отечественные деньги.
Бетанкур оснастил Экспедицию современным оборудованием для производства бумаги, станками для печати денег и мастерскими по созданию защитных элементов для купюр.
Новая технология позволила копировать металлические штампы для печати и производить миллионы одинаковых банкнот.
Сложно поверить, что когда-то деньги делали руками: фабрики Гознака в настоящее время оснащены высокотехнологичным роботизированным оборудованием, очень быстрым и предельно точным.
Защита от фальшивомонетчиков была не менее важной задачей для мастеров, чем поиск ингредиентов для денежного сырья и увеличение скорости печати. Уже в XVIII веке на отливочных формах заранее «вышивали» орнамент из медной и серебряной проволоки. После высыхания бумага в месте орнамента становилась тоньше и светлее — так получали водяные знаки. До сих пор этот старинный способ защиты купюр считается очень надежным.
Водяной знак на государственной ассигнации 5 рублей, 1794 год. Из собрания Музея Банка России
Подлинность купюры гарантирует и микрошрифт, который начали наносить на банкноты с начала 1840-х годов.
Повысить уровень защиты банкнот позволила металлографская глубокая печать, которую в отечественном денежном производстве применяют с 1866 года. Суть технологии состоит в том, что элементы рисунка утоплены в печатную форму. Вытекающая из углублений краска высыхает, и на бумаге остается четкое рельефное изображение, которое можно почувствовать на ощупь. Такой оттиск невозможно воспроизвести никаким другим способом.
Цех металлографской печати, 1900-е годы. Из собрания музея АО «Гознак»
В конце XX века на купюрах лазером начали делать микроперфорацию — узор из крошечных отверстий. Еще одним элементом защиты стала металлизированная нить с голографическим покрытием.
В конце XX века на купюрах лазером али делать микроперфорацию — узор из крошечных отверстий. Еще одним элементом защиты стала металлизированная нить с голографическим покрытием. А чтобы банкоматы могли проверять деньги на подлинность, на купюры стали наносить магнитные и инфракрасные метки.
Современные российские банкноты — одни из самых защищенных денежных знаков в Европе. На 1 млн купюр приходится примерно семь подделок
Некоторые элементы защиты рублевых купюр можно увидеть невооруженным глазом, через лупу или с помощью специального оборудования. А какие именно — об этом подробно рассказывается в бесплатном приложении «Банкноты Банка России», где можно внимательно рассмотреть защитные элементы и научиться самостоятельно их проверять.
Рисунки и надписи на первых бумажных ассигнациях в какой-то мере защищали купюры от подделки, но это была не единственная их функция. На банкнотах, выпущенных по указу великой просветительницы Екатерины II, размещали текст о порядке обращения и номинале. Так малограмотное население было вынуждено учиться читать хотя бы деньги.
К середине XIX века технические возможности позволяли художникам предлагать сложные варианты оформления банкнот — например, размещать на них традиционные русские узоры, изображения архитектурных памятников и людей в национальных костюмах. Обсуждалась идея написания номиналов на языках народов, населявших Российскую империю.
Но Александр II остановил свой выбор на эскизах с портретами его царствовавших предков. Император даже позволил художникам зарисовать с натуры императорскую корону и другие царские регалии.
Банкнота с портретом царя Алексея Михайловича 25 рублей, 1866 год. Из собрания музея АО «Гознак»
Когда на смену монархии пришла советская власть, изображения венценосных особ оказались вытеснены образами простых советских граждан — рабочего, крестьянина, шахтера, кузнеца.
Билет Государственного банка СССР 3 червонца, 1924 год. Из собрания Музея Банка России
Обсуждались и эскизы с изображениями советских тружениц — эта идея тоже не была воплощена, так что единственной женщиной, чей портрет когда-либо печатали на отечественных банкнотах, до сих пор остается Екатерина II.
В 1990-е годы, размышляя над дизайном нового российского рубля, художники предлагали эскизы с портретами живописцев, писателей, ученых… В результате в оборот выпустили купюры с изображениями достопримечательностей российских городов.
Важным элементом производства денег наравне с поиском идеального «рецепта» сырья и созданием защитных рисунков стал цвет бумаги. Цветные купюры в России появились в 1787 году. Первыми выпустили синие 5 рублей и красные 10-рублевки. Благодаря разным цветам банкнот малограмотному населению стало гораздо проще определять номинал. А вот работа фальшивомонетчиков, которые привыкли иметь дело с белыми ассигнациями, усложнилась.
С 1843 года в оборот вошли разноцветные купюры. Для их производства мастера разработали метод ирисовой, или радужной, печати. В результате использования нескольких красок одновременно получался радужный эффект с плавным переходом от одного цвета к другому.
Купюра 100 рублей с «радужной печатью», 1843 год. Из собрания музея АО «Гознак»
Несколько десятилетий спустя сотрудник Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Орлов изобрел машину, которая наносила на банкноту все цвета одновременно и с точностью повторяла элементы и оттенки на всех купюрах. Одна из особенностей «орловской печати» в том, что границы цветовых переходов получались резкими и оттенки не смешивались, как при радужной печати. Этот прием используется для печати купюр и в наше время.
Сегодня при печати используют специально изготовленные защитные типографские краски с эффектом перемены цвета, магнитными и флуоресцентными свойствами.
На современные купюры наносят метки, отражающие инфракрасные лучи. Обнаружить фрагменты, выполненные такими красками, можно только с помощью специальных приборов.
Изображение 100-рублевой банкноты под воздействием УФ-излучения. Из собрания Музея Банка России
Краски для банкнот устойчивы к химикатам, бытовым растворителям и моющим средствам. Но перед стиркой лучше проверить, нет ли в карманах одежды бумажных денег. Банкноты, которые постирали порошком с отбеливателем (чтобы белье «сияло чистотой»), под ультрафиолетовой лампой начинают сиять голубым светом. Такую купюру, скорее всего, сочтут испорченной, и придется идти в банк, чтобы обменять ее на новую.