Зимняя библиотека

время чтения ≈ 23 минуты
Зимняя библиотека

Канун Нового года и Рождества — время чудес. Аромат живой елки в комнате, танцующие по стенам тени свечей, вьюга, заметающая опустевшие улицы, — ощущение сказки наяву, и эту сказку мы создаем своими руками. На этой простой формуле построена вся классика рождественской литературы. В нашей подборке мы представляем пять зимних историй, которые идеально подойдут для чтения в кругу семьи.

1.СКАЗКА «МОРОЗКО»

«Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» На всем пространстве бывшего СССР не было ни одного ребенка, который не переживал бы за юную красавицу Настеньку. Злая мачеха приказала вывезти девушку в лес на верную погибель, но там она встретила своего спасителя — сказочного Морозко. Исполин с роскошной серебряной бородой отогрел бедняжку и одарил богатыми подарками — за кроткий нрав и терпение.

Иллюстрация к&nbsp;сказке &laquo;Морозко&raquo;, издательство &laquo;Гознак&raquo;, 1987 год. <br>Художник: <nobr>Е.В. Владыченко</nobr>

Иллюстрация к сказке «Морозко», издательство «Гознак», 1987 год.
Художник: Е.В. Владыченко

Этот сюжет мы знаем благодаря Александру Афанасьеву, писателю и собирателю фольклора. 170 лет назад он записал и опубликовал эту историю в своем сборнике народных сказок. Но Морозко там не очень похож на доброго волшебника, каким мы помним его по знаменитому советскому фильму Александра Роу.

Кадр из&nbsp;фильма &laquo;Морозко&raquo;, 1964 год. Режиссер: А. Роу

Кадр из фильма «Морозко», 1964 год. Режиссер: А. Роу

В традиционной мифологии Морозко — повелитель зимней стужи, недаром в старину его еще называли Трескуном, ведь мороз трещит. Стужа, которой он повелевает, — это стихия, одолеть которую можно, лишь хорошо подготовившись к зиме, то есть усердием и трудолюбием. Морозко справедлив, но не всегда добр. Его дыхание леденит, поэтому, встретив человека, он мог заморозить его насмерть.

В 2020 году сказка о Морозко стала сюжетом для рисунка на монете, выпущенной Банком России.

Памятная монета Банка России &laquo;Морозко&raquo; серии &laquo;Легенды и&nbsp;сказки народов России&raquo;,<br>3 рубля, 2020 год

Памятная монета Банка России «Морозко» серии «Легенды и сказки народов России»,
3 рубля, 2020 год

Были у Морозко помощники — слуги-трескуны. Они бегали по полям и лесам, нагоняя стужу и свирепый ветер. Прислуживали Морозко даже животные — волки и медведи, которые зимой превращались в снежные бури и метели.

А вот знаменитого посоха у Морозко в фольклорных вариантах сказки не было. Появился он в начале XX века, когда образ Морозко до неразличимости сблизился с образом Деда Мороза. Развил идею с волшебным посохом Александр Роу в своей экранизации — так у посоха появилась «сила сильная — морозильная».

В наши дни Морозко, или Дед Мороз, — долгожданный гость, который приходит к детворе в канун Нового года. И всякому известно: Дед Мороз дарит подарки не за красивые глаза, а только тем, кто хорошо себя вел и прилежно учился. Ну, а если рассказать стихотворение, то позволит еще и за бороду себя подергать. Эти праздничные ритуалы — не что иное, как современное прочтение древних поверий.

2.ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЬ В ПРОЗЕ» (1843)

Трогательная история раскаяния скряги Эбенезера Скруджа, к которому один за другим являются духи Рождества — и это меняет его отношение к людям. Благодаря таинственным духам старый богач осознает, что все его состояние не стоит ровным счетом ничего, потому что во всем мире нет ни одного человека, который любил бы его. Горожане поголовно ненавидят Скруджа, и даже племяннику, единственной родной душе, дядюшка не нужен. Духи Рождества открыли глаза старику на то, что своей алчностью и безразличием он вполне заслуживает такого отношения.

Диккенс, как настоящий писатель викторианской эпохи, описывает тяжелые условия жизни английских бедняков. Автор заставляет Скруджа снизойти до посещения дома клерка Боба Крэтчита, который служит у старика 15 лет, но за все эти годы Скрудж даже не удосужился выучить его имя.

&laquo;Рождественская история&raquo;, 2009 год. Режиссер: Р. Земекис. Shutterstock/FOTODOM

«Рождественская история», 2009 год. Режиссер: Р. Земекис. Shutterstock/FOTODOM

Шаг за шагом, ведомый духами Рождества, скупец видит себя все более жалким и одиноким. И наконец, полный ужаса и отчаяния, принимает решение действовать. Свое духовное исцеление он начинает с того, что посылает бедной семье Крэтчитов к рождественскому ужину самую дорогую индюшку.

Иллюстрация к&nbsp;&laquo;Рождественской песне в&nbsp;прозе&raquo;, 1905 год. Художник: <nobr>Ч. Э. Брок</nobr>. <br>The Victorian Web

Иллюстрация к «Рождественской песне в прозе», 1905 год. Художник: Ч. Э. Брок.
The Victorian Web

Любопытно, что поклонники творчества Диккенса подсчитали, сколько стоила та самая индюшка. По их расчетам, она могла весить больше 18 килограмм и обошлась Скруджу примерно в 50 шиллингов плюс 2,5 шиллинга за доставку. Из текста повести известно, что заработок Боба Крэтчита составлял всего 15 шиллингов в неделю. Это значит, что стоимость птицы была чуть меньше месячного жалования Боба, на которое он кормил семью из восьми человек.

На примере главного персонажа Диккенс показывает, что сам человек — и только он! — творец чудес, а основные богатства — это доброта, любовь и щедрость.

1 английский шиллинг, 1839 год. Монета времен &laquo;Рождественской песни в&nbsp;прозе&raquo; Диккенса. Shutterstock/FOTODOM

1 английский шиллинг, 1839 год. Монета времен «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Shutterstock/FOTODOM

3.НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» (1830-1832)

Известная всем по школьной программе повесть Гоголя — мистическая и вместе с тем полная доброй иронии рождественская сказка. Чего только стоит черт, который кладет в карман месяц, надеясь таким образом расстроить свидание кузнеца Вакулы с Оксаной. Но дальше — больше. Выясняется, что обычное с виду село полно пикантных интриг и всевозможной чертовщины. Тут и любитель галушек пузатый знахарь Пацюк, и ведьма Солоха — селянка пышных форм с ухажерами в мешке, и много кто еще. Неожиданно появляется даже сама императрица Екатерина, к которой Вакула верхом на замученном черте прилетел в Петербург, чтобы раздобыть царские черевики (башмачки) для своей возлюбленной.

Подарок императрицы гоголевскому юноше можно увидеть на одной из памятных монет Банка России, выпущенной к 200-летию со дня рождения писателя.

Памятная монета Банка России &laquo;200-летие со&nbsp;дня рождения Н.В. Гоголя&raquo; исторической серии &laquo;200-летие со&nbsp;дня рождения Н.В. Гоголя&raquo;, 200 рублей, 2009 год

Памятная монета Банка России «200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя» исторической серии «200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя», 200 рублей, 2009 год

Местные крестьянки обычно носили черевики из воловьей или свиной кожи. Их стоимость не превышала 1 рубля. Гоголь даже упоминает про «черевики с золотом» у одной из подружек Оксаны. И это не авторский вымысел. Сделанные на заказ из дорогого материала и расшитые золотом, такие черевики могли стоить тогда около 50 рублей серебром (не медных монет, которые Вакула гнул, «точно гречневые блины»!).

Медные 5 копеек, 1775 год. Монета времени действия повести &laquo;Ночь перед Рождеством&raquo;. Именно ее&nbsp;мог гнуть кузнец Вакула

Медные 5 копеек, 1775 год. Монета времени действия повести «Ночь перед Рождеством». Именно ее мог гнуть кузнец Вакула

Гоголевская повесть выбивается из ряда стандартных рождественских сюжетов, за это мы ее и любим. «Ночь перед Рождеством» — история о том, что кажущееся невозможным при определенных усилиях вполне реализуемо. Подумать только: простой кузнец из малороссийской глубинки получает желаемое от самой императрицы! Важно и то, что Вакулой движет не корысть, а любовь.

Колядки в канун Рождества В «Ночи перед Рождеством» Гоголь красочно описывает колядки: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков». Колядки — особые песнопения, с которыми в канун Рождества ходят по домам, получая от хозяев различные угощения. Эта традиция существовала у европейских народов задолго до принятия христианства. Изначально колядовали, чтобы получить хороший урожай. Само слово «колядки» происходит от латинского «календа» — так в Древнем Риме называли первый день месяца. Почтовая открытка «Колядки», 1952 год. МВЦ «Путевой дворец»

4.ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (1844)

Любимая детьми сказка о преданной дружбе и самопожертвовании полна глубокого смысла. Заколдованный мальчик Кай внушает чуть ли не больше ужаса, чем сама Снежная королева. Мы видим, каким холодным и жестоким он стал под воздействием злых чар. Названая сестра Кая Герда проделывает длинный путь, чтобы спасти друга, а в дороге сама не раз оказывается на волосок от гибели.

&laquo;Снежная королева&raquo;, 1957 год. Режиссер: Л. Атаманов

«Снежная королева», 1957 год. Режиссер: Л. Атаманов

Читая эту сказку, промерзаешь насквозь вместе с ее героями. Ледяная стужа у Андерсена на протяжении всей книги выступает главным препятствием в отношениях Кая и Герды. Еще в самом начале сказки зима разлучает друзей. Чтобы увидеть друг друга в окна соседних домов, они нагревают на печи медные монетки и прикладывают к заледеневшим стеклам. А в финале Герда добирается на край земли, чтобы своими слезами растопить ледяное сердце Кая.

1 датский скиллинг, 1771 год. Монета, которой Кай и&nbsp;Герда могли делать круглые окошки на&nbsp;замерзшем стекле. Shutterstock/FOTODOM

1 датский скиллинг, 1771 год. Монета, которой Кай и Герда могли делать круглые окошки на замерзшем стекле. Shutterstock/FOTODOM

Интересно, что по тексту сказки мы можем попробовать проследить маршрут Герды. Дети жили в «большом городе» — возможно, речь о Копенгагене, столице Дании. Путь девочки к заколдованному Каю лежал через немецкие земли, северо-западную Россию и финскую Лапландию. Туда Герде помог добраться северный олень, которого ей подарила маленькая разбойница. Их знакомство состоялось где-то в российских пределах. К Рождеству Герда наконец дошла до летних чертогов Снежной королевы, которые, по Андерсену, располагались на самом севере материковой части современной Норвегии.

На карте мы отметили маршрут ее следования

Карта Европы. Из&nbsp;книги <nobr>Ф. И. Познякова</nobr> &laquo;Всеобщий атлас, или Собрание карт всего Земного шара&raquo;, 1843 год. Выпущена незадолго до&nbsp;публикации &laquo;Снежной королевы&raquo;

Карта Европы. Из книги Ф. И. Познякова «Всеобщий атлас, или Собрание карт всего Земного шара», 1843 год. Выпущена незадолго до публикации «Снежной королевы»

Рождество — время покормить эльфов Злоключения Кая и Герды начались с того, что мальчику в глаз и сердце попал осколок разбившегося зеркала, сделанного злобным троллем. Тролли — неотъемлемая часть дохристианской скандинавской мифологии. Как и во многих странах, в Дании христианская вера тесно переплетена с традиционным фольклором. Это хорошо заметно на примере того, как датчане празднуют Рождество. У русского Деда Мороза есть внучка Снегурочка, а датского Санта-Клауса (Юлемандена) сопровождают эльфы. Датчане верят, что эльфы живут на чердаках домов, поэтому обязательно делятся с ними рождественской трапезой. В канун Рождества эльфам оставляют блюдца с молоком и рисовым пудингом, а спустя некоторое время поднимаются на чердак, чтобы проверить, съел ли их домашний эльф угощение. Рисовый пудинг. Shutterstock/FOTODOM

5.МИХАИЛ ЗОЩЕНКО «ЕЛКА» (1938)

Смешная и поучительная история о том, как малыши Леля и Минька, не дожидаясь празднования Нового года, объели лакомства с наряженной елки и в итоге перессорили всех взрослых в доме. За этим довольно незамысловатым рассказом, вышедшим в конце 1930-х годов, на самом деле скрываются нешуточные страсти.

Рассказчик указывает на то, что описываемые события происходили 35 лет назад, когда он был маленьким. То есть еще в царской России, где елку украшали на Рождество, а не на Новый год. Упомянуть об этом рассказчик Зощенко, конечно, не мог. Как известно, советская власть, активно боровшаяся с христианскими традициями, не поощряла празднование Рождества. На несколько лет под прямой запрет попали и рождественские елки. За соблюдением запрета строго следили — и даже устраивали поквартирные обходы, чтобы выявлять нарушителей.

Елку реабилитировали только в конце 1935 года, но уже не как символ Рождества, а как новогоднее украшение. К моменту публикации рассказа праздничные елки наряжали уже не только в домах, но и на городских площадях, а в домах культуры по всей стране проводили детские утренники с участием Деда Мороза и Снегурочки и сладкими подарками. Пригласительные билеты на елки, как правило, распределяли профсоюзы трудовых коллективов — бесплатно. Особой удачей считалось раздобыть приглашение на елку в Колонном зале Дома Союзов, а впоследствии — в Кремле.

Современным детям может показаться странным, что в рассказе Зощенко дети объедают с елки сладости. Сейчас елки не украшают конфетами и фруктами, но именно так делали в большинстве домов начала ХХ века. Стеклянные елочные игрушки стоили дорого и были не всем по карману.

Конфеты и яблоки с золочеными орехами обходились дешевле, а еще их можно было съесть. Кроме того, вплоть до запрета елок на них иногда вешали царские ассигнации и всевозможные кредитные билеты, сохранившиеся со времен Гражданской войны. Иными словами, в дело шло все подряд.

Украшения мастерили и развешивали всей семьей, и этот момент был важнейшей частью праздника. После этого ребятня уже не сводила глаз с наряженной елки, буквально облизываясь в предвкушении лакомств. Дождаться ночи и наконец получить их — вот оно, настоящее праздничное чудо!